Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
п. Советский
Home
 
1 903 просмотров

«Использование методов и приемов математико-экономического развития дошкольников»

Подготовил:

                                                                                 Воспитатель Ю.П.Чумакова

Выступление из опыта работы на педсовете по теме: «Использование методов и приемов математико-экономического развития дошкольников»
В процессе работы мной используются разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные). Приоритетное место отведено практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1Методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посред­ством слушания, наблюдения, практических действий:

а) словесный   (объяснение,   беседа,   инструкция,   вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные дей­ствия, дидактические игры и упражнения и др.).

2.Методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, пу­тем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации:

а) иллюстративно-объяснительный;

б)  проблемный;

в) эвристический;

г) исследовательский и др.

3Методы, характеризующие мыслитель­ные операции при подаче и усвоении учебного материала:

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4.Методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей:

а) работа под руководством педагога,

б) самостоятельная работа детей.

Особенности практического метода:

  • выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;
  • широкое использование дидактического материала;
  • возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
  • выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
  • использование математических   представлений   в   быту, игре, труде и др.

Часто в работе с детьми я использую дидактические игры, как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Чего не стало», «Наоборот»,«Узнай по описанию» и др.
Сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин»,«Детский сад»,«Путешествие»,«Поликлиника»

Игровые задачи решаются непосредственно на основе усвоения математических знаний и предлагаются детям несложные игровые правила. На НОД и в самостоятельной деятельности детей можно проводить подвижные игры математического содержания («Медведь и пчёлы», «Воробушки и автомобиль», «Ручейки», «Найди свой домик» и др.)
При отработке предметных действий с величинами (сравнение путём наложения и приложения, раскладывания по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) используются разнообразные упражнения. На начальном этапе обучения чаще практикуются репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действовали по образцу воспитателя, что предупреждало возможные ошибки.
Обеспечению принципа наглядности способствует дидактический материал. В работе с детьми наряду с предметной и иллюстративной наглядностью использую геометрические фигуры,в старшей группе схемы, таблицы.
На НОД обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность.
Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

  • демонстрационный и раздаточный;
  • сюжетный и бессюжетный;
  • объемный и плоскостной;
  • специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);
  • фабричный и самодельный.

Методические требования  к  применению  наглядного мате­риала:

  • новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
  • по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
  • одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;
  • новый наглядный материал лучше показать детям заранее…

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа.
Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие- кукол в магазин брать нельзя) ; воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы, либо словесными (слова-числительные).
Можно проводить элементарные опыты. Детям предлагается перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объём воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы, чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.
В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями используются развёрнутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения. Варьируя вопросы и задания, можно включать новые слова в активный словарь детей. При необходимости дать образцы ответов, ставить дополнительные вопросы.

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

  • эмоциональная;
  • грамотная;
  • доступная;
  • четкая;
  • достаточно громкая;
  • приветливая;
  • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;
  • в старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый,  приближающийся к ведению урока в школе…

Требования к речи детей:

  • грамотная;
  • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
  • с нужными математическими терминами;
  • достаточно громкая…

В работе используется дифференцированное обучение как создание оптимальных условий для выявления способностей каждого ребёнка. Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала, и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием. Такая работа требует специальной организации детей .Также используются специальные приёмы для организации взаимодействия детей в процессе обучения: работа небольшими группами, создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу, коллективные просмотры работ, оценка своих работ и  детей
Приемы ФЭМП

  1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).
  2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).
  3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).
  4. Вопросы к детям.
  5. Словесные отчеты детей.
  6. Предметно-практические и умственные действия.
  7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

  • точность, конкретность, лаконизм;
  • логическая последовательность;
  • разнообразие формулировок;
  • небольшое, но достаточное количество;
  • избегать подсказывающих вопросов;
  • умело пользоваться дополнительными вопросами;
  • давать детям время на обдумывание…

Требования к ответам детей:

  • краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
  • на поставленный вопрос;
  • самостоятельные и осознанные;
  • точные, ясные;
  • достаточно громкие;
  • грамматически правильные…

Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(В младших группах необходимо исправить, попросить по­вторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сде­лать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответив­шего.)

Использование разнообразных приёмов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий — все это помогает решать задачи математическо-экономического развития дошкольников.


Top