«Воздух, какой он?»
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
На тему «Воздух, какой он?»
(средняя группа)
Подготовил воспитатель: Усова С.К.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
- Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес.
- Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе, бережное отношение к воздуху.
Предварительная работа: Беседы «Земля – наш общий дом». Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактические игры «Живое и неживое», «Выбери игрушку». Опыты и эксперименты с водой и воздухом. Чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, фартуки ученых (по количеству детей), указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.
Форма проведения: подгрупповая.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Отлично! А теперь вздохнули глубоко и выдохнули.
Носиком дышу свободно, глубоко и тихо как угодно!
Воспитатель: Чем мы дышим? Воздухом! – Правильно.
– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные, в нашей лаборатории «Узнай-ка» . Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их работаем в специальной одежде: одеваем фартуки. Готовы!
Воспитатель: Ребята вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
— А как вы думаете, где ещё находится воздух?
Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).
Воспитатель: Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? (предположения).
Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
— Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку).
— Что в них находится? (воздух).
— Ребята, вы знаете, в каких предметах также находится воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка).
— А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.
— Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).
— Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают, для того, чтобы знать что получилось, над чем надо поработать. А мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
— Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой («зачеркнутое цветное пятно»).
(На доску выставляется карточка — символ).
— А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.
— Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан).
— Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой).
— Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду (нужно держать ровно).
— Попадает ли вода в стакан? (нет).
— Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан).
Дети: Сухой!
— Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух и он не пустил воду).
— А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).
— Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).
— Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки («пустой стакан»).
— Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей).
(Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки).
— Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки).
— Почему появились пузырьки? (выходит воздух).
— Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.
Запишем результаты опыта с помощью карточки («изображение человека»).
— А теперь немного поиграем с ветерком.
Физкультминутка: Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо, ветерок все тише, тише, деревцо все выше, выше.
— Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей).
— Как мы это можем проверить? (понюхать воздух).
— Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?
— Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха.
Запишем результаты опыта с помощью карточки («нос»).
Предложить встать в круг и отвернуться, распылить туалетную воду.
— Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду).
— Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас). Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).
— А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов).- Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, качается штора на ветру).
Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).
— Запишем с помощью вот такой карточки («качающееся на ветру дерево»).
Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
— Сможет ли человек жить без воздуха?
— Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза).
— Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться).
— Чего вам не хватало? (воздуха).
— Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет).
Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?
— Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому). Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).
Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».
— В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.
— Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
— Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
— Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
— На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
— Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе.
Дети совместно с гостями надувают шарики и дарят гостям!