Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
п. Советский
Home
 
2 945 просмотров

Авторская педагогическая разработка (адаптированная) — Программа развития экологических способностей детей 3-7 лет на базе клуба любителей природы «Рюкзачок»

                        Пояснительная  записка

        Родная природа-это могущественный источник,  из которого ребенок черпает знания и впечатления.

     Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Природа повседневно воздействует на ребенка. И все же здесь в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни.

     В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

     Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

     С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования, со ответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

     И именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека его отношения к окружающему миру.

     Клуб любителей природы «Рюкзачок» я веду 10 лет, накопила опыт и решила создать авторскую программу экологического воспитания детей 3-7 лет на базе экологического кружка.

     Экология- это прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, поэтому акцент дается на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.

     Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания.

     Ещё одно важное направление это формирование у детей первоначальных представлений о цикличности природных явлений, о том, что в природе не исчезает бесследно «волшебные превращения», «путешествие капелек».

    Методика работы по программе предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, цветами, птицами, насекомыми, животному миру, экскурсиям на полянке «Узнай-ка».

    Ребенку надо ощутить запах травы после дождя, услышать пение птиц, послушать шум реки, прикоснуться к дереву, полюбоваться красотой зимнего , весеннего пейзажа.

    Программа клуба любителей «Рюкзачок» не подразумевает запоминание терминов, не рассчитана на механическое воспроизводство знаний.

     В игровой доступной для детей форме дети знакомятся с объектами живой природы, с зависимостью их друг от друга, с существованием разных сред обитания и приспособленностью животных, растений к условиям этих сред, их ролью в природе, факторами влияющими на их существование, со взаимосвязями в сообществе (лес, озеро)

Методы и приемы:

-экскурсии в различные биоценозы ( на луг , полянку «Узнай-ка»)

-целевая прогулка за пределы детского сада (улица, парк)

-прогулка на участке

-наблюдение на экскурсиях, прогулках

-игра

-экспериментирование

-чтение природоведческой литературы

-исследовательская деятельность

-труд на участке, на полянке «Узнай-ка», в уголке природы

-прогнозирование погоды по поведенческим реакциям животных и растений, а так же по явлениям неорганической природы.

Метод прогнозирования погоды.

  1. Известно, что ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды и есть деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности  (наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать,  делать умозаключение, выводы).
  2. Этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости её компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.
  3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования во всех указанных формах работы, эпизодические, повторные и длительные самостоятельные наблюдения- исследования за растениями и животными в уголке природы, дома, на даче с последующим обсуждением.
  4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.
  5. Прогнозирование погоды с детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений.
  6. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений позволяют развивать детей не только интеллектуально , но и творчески(дети рифмуют приметы, зарисовывают их).
  7. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время  суток, в любое время года и в любом возрасте.
  8. Прогнозирование погоды позволяет детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы( А календула-это барометр? А рыбка в аквариуме?  и т.д.).
  9. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка).
  10. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы (о чем предупреждает ласточка).
  11. Дети на практике знакомятся с тем как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.
  12. Прогнозирование погоды позволят детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует поведению детей к философскому понятию всеединства мира( «все связано со всем»).
  13. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалка загрустила»-наклонила цветок к земле перед дождем и т.д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру .
  14. Это то метод  помогает  детям разобраться  в причинно-следственных связей, что очень  важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
                                          Актуальность
    Программа  построена на принципах развивающего  обучение  и направление  не только  на формирование у ребенка экологического  сознания, но и на   развитие  личности.

                              Новизна

 В программе  уделяется большое  внимание экскурсиям  на природе, используется  метод  прогнозирование погоды .

        Цель и задачи программы

ЦЕЛЬ воспитывать в ребенке доброту ,умение видеть прекрасное, понимать и сохранять  и его ценности .

Задачи
1Воспитовать гуманного  отношения к природе.

2Формирование системы экологических  знаний и представлений 3Развитие эстетических  чувств.
4Участие  детей в природоохранной работе.

                       Структура программы

Программа состоит из четырех  разделов ,соответствующих  четырем  периодам  развития  дошкольного детства ( от 3  до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6лет,от 6 до 7 лет).Содержание  программы и методика роботы  учитывают психологические и физиологические  особенности детей. Весть материал  дается в доступной  и привлекательно для детей форме.

 Организация кружковой работы

Занятия  в кружке  проводятся один раз в неделю во второй  половине дня по расписанию  индивидуального по каждой  возрастной  группе от 15 до 30 минут.

Основные теоретические  идеи положенные  в основу  программы это:

1.Понимание  самоценности  природы .

2. Осознание  ребенком себя как  часть природы .

3.Воспитание  уважительного отношения ко всем  без  исключениям видам , вне зависимости от симпатий и антипатий 4.Понимание  того ,что природе  все взаимосвязаны  и нарушение  одной  из связей  ведет за  собой  другие изменения, происходит

 « цепная реакция».

5.Воспитание у детей  активной  жизненной позиции.

6.Обучение  азам  элементарной  экологической безопасности 7.Формирование  первоначальных  сведений  о рациональном  использования  природных ресурсов .
8.Формирование  экологически грамотного  поведения в быту  и в природе.

9.Формирование  эмоционально – положительного  отношения  к окружающему  миру, понимание  зависимости  его состояния  от действий человека ( в т.ч и  ребенка )
10.Понимание  окружающего мира.

КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ  ДАЕТ  РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТОЙ ПРГРАММЫ ?
Предполагается получить результаты  в области  воспитания  и обучения , а значит развития  ребенка: воспитание  эмоционального , бережного  отношения к объектам  окружающего мира, умение видеть красоту  окружающего мира, формирование представлений  о природных объектах, явлениях, закономерностях , привитие  навыков экологических  грамотного  поведения  в природе и в быту,  умение прогнозировать  свои действия   по отношению  к окружающей среде ; желание принимать  определенные  действия по  её сохранению  и улучшению .

Эмоциональное развитие  ребенка в целом, формирование умения  логически мыслить ,самостоятельно делать  обобщение( умственное развитие ) обогащения словаря ,развитие наблюдательности , любознательности ,интереса к познавательной  деятельности ,ассоциативного  мышления. Оценка результатов  предполагает  комплексный  подход: как   диагностику  не посредственно  по программе(  по возрастам)

Гипотеза
Составление программы основывалось  на следующем научном: экологическая ситуация  в мире требует  изменения  поведение  человека, смены  ценностных  ориентиров. Экологическая   воспитанность  дошкольника  выражается  в гуманно – ценностном  отношение к природе , основными проявлениями служат: доброжелательность  к живым существам; эмоциональное  отзывчивость, интерес  к природным  объектам, стремление  , осуществлять  с ними  позитивное  взаимодействие ,  учитывая их особенности ,как живых существ , желание и умение  заботиться  о животном, создавать необходимые для жизни условия.

Переживание  значимости  такого  отношения  достигается  посредством  проживания   ребенком всей  палитры  гуманных  чувств  к миру природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы .
1.Доронова Т. Н Гебова В.В Программа « Радуга»Москва «Просвещение»,2005 год.

2.Занина Т.Н. « Экологические  праздники  для старших дошкольников» Москва  «Просвещение»2006 год

 3. Виноградова Н. Н. Дети ,взрослые и мир вокруг. Москва  «Просвещение» 1993 год.

4.КозловаС. А. «Мой мир» Москва «Линка- Пресс» 2000 годг.г.
5.Журнал  «Дошкольное образование» 2007 год, 2008 г.г.
6.Доронова Н. Т. «Познаю  мир нашей родины»  Москва « Просвещение» 1991 г.


Добавить комментарий

Top