Авторская педагогическая разработка (адаптированная) — Программа развития экологических способностей детей 3-7 лет на базе клуба любителей природы «Рюкзачок»
Пояснительная записка
Родная природа-это могущественный источник, из которого ребенок черпает знания и впечатления.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Природа повседневно воздействует на ребенка. И все же здесь в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни.
В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования, со ответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
И именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека его отношения к окружающему миру.
Клуб любителей природы «Рюкзачок» я веду 10 лет, накопила опыт и решила создать авторскую программу экологического воспитания детей 3-7 лет на базе экологического кружка.
Экология- это прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, поэтому акцент дается на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.
Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания.
Ещё одно важное направление это формирование у детей первоначальных представлений о цикличности природных явлений, о том, что в природе не исчезает бесследно «волшебные превращения», «путешествие капелек».
Методика работы по программе предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, цветами, птицами, насекомыми, животному миру, экскурсиям на полянке «Узнай-ка».
Ребенку надо ощутить запах травы после дождя, услышать пение птиц, послушать шум реки, прикоснуться к дереву, полюбоваться красотой зимнего , весеннего пейзажа.
Программа клуба любителей «Рюкзачок» не подразумевает запоминание терминов, не рассчитана на механическое воспроизводство знаний.
В игровой доступной для детей форме дети знакомятся с объектами живой природы, с зависимостью их друг от друга, с существованием разных сред обитания и приспособленностью животных, растений к условиям этих сред, их ролью в природе, факторами влияющими на их существование, со взаимосвязями в сообществе (лес, озеро)
Методы и приемы:
-экскурсии в различные биоценозы ( на луг , полянку «Узнай-ка»)
-целевая прогулка за пределы детского сада (улица, парк)
-прогулка на участке
-наблюдение на экскурсиях, прогулках
-игра
-экспериментирование
-чтение природоведческой литературы
-исследовательская деятельность
-труд на участке, на полянке «Узнай-ка», в уголке природы
-прогнозирование погоды по поведенческим реакциям животных и растений, а так же по явлениям неорганической природы.
Метод прогнозирования погоды.
- Известно, что ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды и есть деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности (наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключение, выводы).
- Этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости её компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.
- Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования во всех указанных формах работы, эпизодические, повторные и длительные самостоятельные наблюдения- исследования за растениями и животными в уголке природы, дома, на даче с последующим обсуждением.
- Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.
- Прогнозирование погоды с детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений.
- Знание народных примет, результаты собственных наблюдений позволяют развивать детей не только интеллектуально , но и творчески(дети рифмуют приметы, зарисовывают их).
- Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.
- Прогнозирование погоды позволяет детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы( А календула-это барометр? А рыбка в аквариуме? и т.д.).
- Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка).
- Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы (о чем предупреждает ласточка).
- Дети на практике знакомятся с тем как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.
- Прогнозирование погоды позволят детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует поведению детей к философскому понятию всеединства мира( «все связано со всем»).
- Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалка загрустила»-наклонила цветок к земле перед дождем и т.д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру .
- Это то метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связей, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Актуальность
Программа построена на принципах развивающего обучение и направление не только на формирование у ребенка экологического сознания, но и на развитие личности.
Новизна
В программе уделяется большое внимание экскурсиям на природе, используется метод прогнозирование погоды .
Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ— воспитывать в ребенке доброту ,умение видеть прекрасное, понимать и сохранять и его ценности .
Задачи
1Воспитовать гуманного отношения к природе.
2Формирование системы экологических знаний и представлений 3Развитие эстетических чувств.
4Участие детей в природоохранной работе.
Структура программы
Программа состоит из четырех разделов ,соответствующих четырем периодам развития дошкольного детства ( от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6лет,от 6 до 7 лет).Содержание программы и методика роботы учитывают психологические и физиологические особенности детей. Весть материал дается в доступной и привлекательно для детей форме.
Организация кружковой работы
Занятия в кружке проводятся один раз в неделю во второй половине дня по расписанию индивидуального по каждой возрастной группе от 15 до 30 минут.
Основные теоретические идеи положенные в основу программы это:
1.Понимание самоценности природы .
2. Осознание ребенком себя как часть природы .
3.Воспитание уважительного отношения ко всем без исключениям видам , вне зависимости от симпатий и антипатий 4.Понимание того ,что природе все взаимосвязаны и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит
« цепная реакция».
5.Воспитание у детей активной жизненной позиции.
6.Обучение азам элементарной экологической безопасности 7.Формирование первоначальных сведений о рациональном использования природных ресурсов .
8.Формирование экологически грамотного поведения в быту и в природе.
9.Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека ( в т.ч и ребенка )
10.Понимание окружающего мира.
КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ ДАЕТ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТОЙ ПРГРАММЫ ?
Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения , а значит развития ребенка: воспитание эмоционального , бережного отношения к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о природных объектах, явлениях, закономерностях , привитие навыков экологических грамотного поведения в природе и в быту, умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде ; желание принимать определенные действия по её сохранению и улучшению .
Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить ,самостоятельно делать обобщение( умственное развитие ) обогащения словаря ,развитие наблюдательности , любознательности ,интереса к познавательной деятельности ,ассоциативного мышления. Оценка результатов предполагает комплексный подход: как диагностику не посредственно по программе( по возрастам)
Гипотеза
Составление программы основывалось на следующем научном: экологическая ситуация в мире требует изменения поведение человека, смены ценностных ориентиров. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно – ценностном отношение к природе , основными проявлениями служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональное отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление , осуществлять с ними позитивное взаимодействие , учитывая их особенности ,как живых существ , желание и умение заботиться о животном, создавать необходимые для жизни условия.
Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы.
Список литературы .
1.Доронова Т. Н Гебова В.В Программа « Радуга»Москва «Просвещение»,2005 год.
2.Занина Т.Н. « Экологические праздники для старших дошкольников» Москва «Просвещение»2006 год
3. Виноградова Н. Н. Дети ,взрослые и мир вокруг. Москва «Просвещение» 1993 год.
4.КозловаС. А. «Мой мир» Москва «Линка- Пресс» 2000 годг.г.
5.Журнал «Дошкольное образование» 2007 год, 2008 г.г.
6.Доронова Н. Т. «Познаю мир нашей родины» Москва « Просвещение» 1991 г.