Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Веселись и играй, но дело знай»
Цель:
-продолжать знакомить детей с историей Кубани, жизнью и трудом казаков в старину;
-дать понятие о кузнечном ремесле;
-закрепить знания детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх;
-развивать познавательный интерес к истории своих предков — казаков;
-воспитывать патриотические чувства к родной Кубани.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись кубанских песен, листы белой бумаги,
заготовки элементов ковки из черной бумаги, длинные шнуры.
Словарная работа: холсты, чеканить, ковать, кузнечное ремесло, бахча, кавун (арбуз).
Предварительная работа: беседы о Кубани, быте и жизни казаков в прошлом, прослушивание кубанских песен, заучивание кубанских поговорок, разучивание народных подвижных игр, экскурсии в музей станицы, игры на территории кубанского подворья в детском саду.
Ход занятия:
Дети входят в зал под звучание кубанских песен в аудиозаписи.
Воспитатель: — Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни?
Дети: — Казачьи!
Воспитатель: — А где мы с вами живем?
Дети: — Мы живем на Кубани, в Краснодарском крае, в Каневском районе.
Воспитатель: — Да, дети, любят в народе и кубанскую песню, и веселый перепляс, любят на Кубани пошутить и пословицу или поговорку сказать к месту.
Давайте мы с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились вольнолюбивые, гордые, независимые казаки. Понравилась им земля кубанская, да ее просторы. А чем вам нравится наш край?
(ответы детей)
Воспитатель: — Поселившиеся на Кубани казаки жили все в дружбе и любви. А вы, ребята, знаете, чему учили детей в казачьих семьях?
Дети: — Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали отцу в поле, пасли скот. А девочки помогали матери, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили и вязали одежду, готовили еду.
Воспитатель: — А что хорошего дает труд?
Дети: — Будешь много уметь, будешь полезен, за труд деньги дают, человека уважают.
Воспитатель: — А в народе говорят: «Труд казака кормит, а лень портит», «Почет и труд рядом идут», «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Кто еще мне поможет?
Дети: — Без труда не вынешь рыбку из пруда.
-Хлеб и соль всему голова.
-Кончил дело – гуляй смело.
Воспитатель: — Правильно. Кончил дело – гуляй смело. А какими ремеслами занимались казаки?
Дети: — Ткали холсты, шили и вышивали одежду, резали по дереву, плели предметы утвари из прутьев и талаша, ковали и чеканили по металлу.
Воспитатель: — Одним из ремесел, в котором казаки изрядно преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали шашки, кружевные ограды, крылечки, украшали дома. Можно ли сегодня использовать кованые изделия?
Дети: — Можно сделать кованый забор, крыльцо, спинку на скамейку.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и изготовить эскизы металлических украшений крыльца (белая бумага и черные бумажные образцы элементов ковки).
Воспитатель: — Какой замечательный эскиз кружева для металла! Я думаю, что из вас могут получиться прекрасные мастера – кузнецы. Потрудились теперь можно и отдохнуть. Поиграем в подвижную игру казачат «Кавуны».
Правила игры:
На одной стороне площадки проводится черта (кладется шнур). Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шага «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линия «дом детей». Выбирается сторож, остальные играющие – дети. Когда сторож «засыпает», дети направляются к бахче со словами:
«Крадем, крадем кавуны,
Деда не боимся,
Дед нас палкой – мы его каталкой».
Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша. Сторож выбирается считалкой:
Катилась торба,
С высокого горба,
А в той торбе
Хлеб да водица,
Кому достанется,
Тому водится.
Игра проводится два раза.
Воспитатель:
— Чем мы сегодня занимались?
(ответы детей)
Воспитатель:
— Земли Кубани широки и необъятны,
Каждый день хорош и пригож.
Поезжай за моря и океаны,
Лучше Кубани ты не найдешь.
Богата и славна наша Кубань людьми, которые любят землю, а земля щедро благодарит людей за их труд. «Кто летом не ленится, тот зимой отдыхает», «Красна птица перьями, а человек делами».