Конспект НОД в старшей группе «Казаки – защитники Отечества»
Цель: привитие дошкольникам любви к Родине; поддержание интереса к героическому прошлому и настоящему своего Отечества; формирование качеств, необходимых будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть защитником своей Родины.
Материал: кубанская хата — стол, лавка, сундук, кухонная утварь, прялка, старинные фотографии казаков; рушник; кубанки по количеству мальчиков; газыри; шашка; башлык; кинжал; канат; запись песен Кубанского казачьего хора.
Предварительная работа:
Беседы: «Наша Армия родная», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Как казак Родину защищал»
Рассказы: детей о службе пап в армии, воспитателя о родах войск, доблести и славе защитников Отечества.
Чтение: «Сказание о Кубанских богатырях» в изложение Ф.А. Щербины, сказка «Солдат и Лихо». Борис Алмазов: сказки «Отцовская пуля», «Суворовский петух», «Отцовский завет». А.Барто «На заставе», Е.Благина «Шинель» и др.
Рассматривание: картины «Рождение Армии», тематического альбома «Наша Армия родная», старинные фотографии казаков.
Разучивание: кубанских пословиц о воинской славе, стихов об Армии.
Народные кубанские подвижные игры: «Прыгание через шапку», «Перетяжки», «Разбей кувшин», «Коники», «Сторожевые», «Кубанка» и др.
Экскурсии: в комнату боевой славы МБОУ СОШ №14, в районный музей им.братьев Степановых.
Слушание: песен в записи Кубанского казачьего хора, песен военной тематики.
Ход:
В зале оформлена часть казачьей хаты (стол, лавка, сундук, кухонная утварь, прялка, старинные фотографии казаков).
Дети входят в зал. Звучит в аудиозаписи песня Кубанского казачьего хора «Ой, вешэньки — черэшэньки…». В хате сидит бабушка и вышивает рушник.
Бабушка: — Добро пожаловать гости дорогие. Прошу вас в хату. Будьте как дома, присаживайтесь.
Воспитатель: — Бабушка, о чем думала, пока вышивала?
Бабушка: — Ох, ребятушки, детство свое да молодость вспомнила. Ведь день то сегодня особый.
Воспитатель: — Да такой же как вчера.
Бабушка: — Да как же! Сегодня День защитника Отечества! Земля-то наша матушка многое может: богатый урожай хлеба вырастить и напоить родниковой водой, да девичьей красотой порадовать, а защитить себя не может. Вот и нужен ей защитник. Слава Богу, никакие беды не могут сломить русский дух! На защиту Отечества поднимались всем миром – и стар и млад. А наши кубанские казаки стояли на охране южных границ государства Российского. С врагом казаки боролись, а жены их да детишки без дела не сидели: одежду чинили, еду варили да хозяйство вели. И вы, ребятушки, как подрастете, тоже станете достойными защитниками Отечества.
Воспитатель: — Бабушка, а мы тоже знаем много об истории казачества.
Детям задаются вопросы:
Клятва военных служить Родине? (присяга)
Военный флаг, на котором изображали святых? (знамя)
Нагрудные карманы для патронов у казака? (газыри)
Укрепление, место, где находился сторожевой (пограничный) отряд? (кордон)
Животное, верный друг казака в жизни и боях? (конь)
Бабушка: — А кто в кубанском войске главный?
Дети: — Атаман!
Звучит запись части песни в исполнении Кубанского казачьего хора «Любо, братцы любо…». В зал входит атаман.
Атаман: — Кто вспоминал меня? Здравствуйте ребята! Вижу, полна хата девчат да бравых казачат.
Бабушка: — Да, казачата хоть куда. А в отряд свой возьмешь?
Атаман: — Прежде чем принять в отряд, испытать их нужно, узнать, на что годны. Воспитатель: — Испытай казачат!
Атаман: — Вот это мужской разговор!
Воспитатель: — Вот только нет у нас такого обмундирования как у тебя, батька атаман.
Бабушка: — Ребята, а ну помогите мне (пытается выдвинуть сундук)! Старая стала, сил нет. А в сундуке-то моем кое-что имеется!
Дети выдвигают сундук, открывают его.
Воспитатель: _ Да ведь там обмундирование казаков.
Воспитатель достает предметы одежды и оружие, попутно спрашивает детей, что как называется (кубанка, газыри, шашка, башлык, кинжал). На мальчиков одевают кубанки.
Атаман: — Вот так казачата! Готовы к испытанию?
Бабушка: — Пока казачата испытания проходят. Вы, девчата, за работу садитесь, рушники вышивать, они казакам уж как понадобятся!
Атаман проводит с мальчиками состязания (перетягивание каната, кубанские народные игры «Коники», «Сторожевые», «Кубанка» — по выбору педагога)
Бабушка: — Ай да казачата! Устали, хлопчики! А ну, девчата, утрите их рушниками!
Воспитатель: — Ну что, батька атаман, годятся наши казачата в отряд?
Атаман: — Да уж, молодцы, казачата, сильные, ловкие, смелые.
Бабушка: — А они еще и кубанские пословицы о воинской службе знают.
Дети называют пословицы:
— Отвага казаку – половина удачи.
— Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный.
— Сила казаков от земли, удальство от рати.
— Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.
— Пластуна и камыш укроет и кочка спасет.
— Где курган там пост казачий.
Воспитатель: — А наши казачата не только в ратном деле себя показать могут, но и бодрость духа поднять задорным танцем.
Дети исполняют парный танец под песню Кубанского казачьего хора «Гай зэлэнэнький…»
Атаман: — На все руки мастера! И соревноваться, и веселиться! Да, ваши мальчики удалые казачата. Беру к себе в отряд. Выходи, стройся!
Мальчики выстраиваются в шеренгу и читают стихи:
Наша армия родная
Стережет покой страны
Чтоб росли мы, бед не зная
Чтобы не было войны.
Наши летчики – герои
Небо зорко стерегут
Наши летчики – герои
Охраняют мирный труд
Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк
Гордо реет на линкоре,
Развивается наш флаг.
И казак стоит в дозоре
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учится
Мог спокойно наш народ.
Атаман: — Казаки всегда стояли, стоят, и будут стоять на страже Родины. Многие казаки и сейчас являются защитниками отечества, несут службу в разных родах войск Российской армии. Очень почетное дело – Родину защищать. Честь и слава защитникам Отечества! А когда вы, казачата, вырастите, тоже станете защитниками России.
Бабушка: — А девчата, пока вы соревновались, рушник вам вышивать закончили, да и частушки хотят вам пропеть на прощание.
Девочки поют частушки, и каждая после своего куплета вручает мальчику рушник.
Частушки.
Мы девчата – казачата,
Не умеем мы тужить.
Без частушек-прибауток
Нам и суток не прожить.
Мы девочки — казачки,
Ох, как набелились,
Мы вчера коров доили –
Молоком умылись.
Мы кубанские девчата
Мы нигде не пропадем.
Сами музыку играем,
Сами пляшем и поем!
Звучит запись песни «Если хочешь быть военным…» в исполнении Кубанского казачьего хора. Атаман выводит мальчиков из зала, а девочки машут им в след.