Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
п. Советский
Home
 
3 322 просмотров

Рекомендации родителям от медработника

Как сформировать у ребёнка навыки здорового питания

 

Для чего нужна еда? Взрослому питание необходимо для поддержания жизнедеятельности организма и торможения угасания его функций. В главную задачу питания ребёнка входит обеспечение и поддержание его развития. Развитие ребёнка – это цепь последовательных физиологических событий, совершающихся в строго установленном порядке. Набор пищевых веществ, их количественные взаимоотношения, форма подачи пищи – всё должно соответствовать возрастным особенностям ребёнка. Если такое соответствие достигается, то развитие обретает гармоничность и «биологические часы» идут точно. Если нет — возникает рассогласованность физиологических механизмов, организм становится «расшатанным», неустойчивым, легко срывается в болезнь. Ребёнок «строится» из питания как дом из кирпичиков, и пища с этих позиций, прежде всего, — поставщик пластического материала и энергии. Клетки многих важнейших органов ( головного мозга, кровеносных сосудов, мышц, костей) формируются один раз и на всю жизнь. От того, как они будут первоначально построены, зависит качество их пожизненного функционирования. Развитие растущего организма происходит безостановочно, и опоздать с поставкой нужного «материала» нельзя. Если в организм своевременно не поступит достаточное количество подходящего « строительного материала», то клетки начнут использовать неподходящие, но похожие по химическим свойствам вещества. Итогом подмены станет формирование тканей с ухудшенными свойствами. Ярким примером такого оборота дела служат нарушения пищевого обеспечения растущих костей. При недостатке в пище ребёнка кальция кость сразу же начинает встраивать в себя чужеродные ей (и в целом для организма) элементы – стронций, свинец, ванадий и др. В результате кость теряет (а точнее, не приобретет) устойчивость к травмам, нагрузкам, болезням.

Одной из самых главных причин, приводящих к формированию неправильных рационов, является информационный хаос, царящий на рынке продуктов питания. Человек уже давно утратил способность интуитивно выбирать полезную для него пищу. Переедая одни продукты и недоедая другие, дети формируют неправильные стереотипы пищевого поведения, которые, как правило, сохраняются на всю жизнь и приводят к ухудшению здоровья. В целях сохранения и приумножения здоровья ребёнка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры поведения. Высокая культура питания в расширенном понимании включает заботу о экологии, культуру сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. Но одной из самых важных является  индивидуальная культура питания.

А может ли ребёнок дошкольного возраста самостоятельно оценивать своё питание? И может, и должен, если взрослые ему помогут. Дошкольники вполне способны владеть такими понятиями, как «разнообразие пищи», «режим питания», «гигиена питания». Для того  чтобы помочь детям усвоить эти понятия, родители и воспитатели должны быть ознакомлены с некоторыми физиологическими закономерностями лежащими в основе рекомендуемых ими правил питания.

 

Режим питания

 

Потребность в регулярном приеме пищи обусловлена биологическими законами. Человек существует не только в пространстве, но и во времени. Представление о временной структуре биологического объекта образно определено известным хронобиологом Ф. Хальбергом: «…В организме обеспечивается доставка «нужного количества» «нужных веществ» в «нужное место» в «нужный момент времени». Деятельность всех систем организма происходит с определённой периодичностью» В результате изучения механизмов биологических ритмов было даже выведено понятие «биологические часы». Биоритмы всех органов и клеток задаются природой и не зависят от желания человека. Мы не можем «заказать» себе более частое сердцебиение в часы ночного сна, если оно предусмотрено в часы дневного бодрствования. Одним из важнейших циклических процессов является суточная периодичность. По отношению к органам пищеварения известно, что их работа усиливается в периоды приёма пищи и ослабевает (но не прекращается полностью) между приемами пищи, когда происходит переваривание и всасывание. Для работы желудочно- кишечного тракта характерна ритмическая активность, определяемая режимом питания и временем суток. Насильственное искажение заложенных в нас биоритмов рано или поздно приведёт к болезни. Например, при переходе на одноразовое питание в сутки человек начинает худеть. Но  если он будет принимать пищу только на завтрак, то похудеет сильнее, чем при употреблении той, же самой пищи на обед. Это свидетельствует о том, что произвольное изменение времени приёма пищи вызывает взаимосвязанные нарушения на многих других уровнях организма. Согласованная работа организма в большей степени зависит не только от того, что мы едим, но и от того когда мы едим.

Нормальная работа организма обеспечивается также ритмичным чередованием деятельности клеток. В этом плане не менее важным, чем режим приёма пищи, является режим чередования её состава. Например, при употреблении смешанной пищи работает только половина клеток поджелудочной железы, другая половина отдыхает и восстанавливается. Если же питание только жировое, то все клетки работают одномоментно, вырабатывая и выделяя вещества, необходимые для переваривания жира. Выгодный для обеспечения нормального функционирования органа ритм нарушается, что приводит к  истощению и гибели его клеток.

Физиологические особенности организма ребёнка дошкольного возраста диктуют необходимость в 4-5 приёмов пищи в день с  интервалом в 3-4 часа. Нерегулярное питание приводит к ухудшению работы, как внутренних органов, так и психологических функций. Педагоги отмечают, что при вольном графике приема пищи дети демонстрируют более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями.

В основе привычки к регулярному питанию лежит выработка рефлекса «на время», когда ребёнок начинает испытывать голод в «нужные» часы. Родители и сам дошкольник должны знать, что ежедневная еда складывается, как минимум, из завтрака, обеда и ужина, а лучше – из завтрака, второго завтрака, обеда, полдника и ужина.

 

Пищевое разнообразие

 

Ребёнок должен потреблять как  можно более  разнообразную пищу. Не рекомендуется в течение суток употреблять одни и те же блюда или предлагать их ежедневно. Но что делать, если малыш просит только картошку, или макароны, или сосиски. Для преодоления его пищевого консерватизма можно попробовать «поиграть» с цветом и запахом блюд.

Яркий цвет привлекает внимание ребёнка. Но цвет- это и фактор среды, меняющей физиологический «фон» организма. При этом разные цвета вызывают качественно различный ответ сердечно- сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем. Особенно интенсивное действие оказывают зелёный и красный цвета.       Установлена противоположная природа структур глаза, ощущающих зелёное и красное. Интересно, что различное реагирование на эти два цвета ребёнок выявляет ещё внутриутробно, задолго до своего рождения. Яркие цвета овощей и фруктов позволят не только возбудить интерес к блюду, но и познакомить ребёнка с понятиями «цвет пищи» и его «оттенки». Положив на поднос листья салата, веточки укропа, огурчик, зелёный виноград, вы можете увлечь ребёнка обсуждением оттенков зелёного и увязать их с понятием «зрелость». «Цвет пищи» — хорошая тема для обсуждения за столом, но не хуже тема «запах пищи». При нормально развитом обонянии человек различает несколько тысяч запахов. Электрический импульс, возникающий после контакта молекул пахучего вещества с обонятельными клетками, очень быстро поступает в обонятельную луковицу, находящуюся под носовой полостью, а оттуда в форме уже готовой информации — в мозговой центр.      Обоняние – чувство, связанное с эмоциями. Оно регулирует поведение, делает жизнь приятнее или отвратительнее. С 6-го по 30-й день после рождения ребёнок формирует способность ощущать запах матери и её молока. У детей в возрасте от 5 до10 лет появляется особо повышенная чувствительность к запахам. Особенно обостряется обоняние на голодный желудок.

Всякая пища имеет запах. Некоторые продукты ценны именно в связи со своим неповторимо привлекательным запахом. Веками пряности оценивались дороже золота и были предметом особой роскоши. А разве ребёнка не привлечёт запах ванили или цитрусовых, кардамона, мяты? «Щекотание» носа вкусным ароматом пищи сразу приводит к выделению слюны и запального желудочного сока. Но не от всех запахов пищи разыгрывается аппетит. Запах испорченного продукта – предупреждение об  опасности, сигнал тревоги. Его тоже надо знать.

Импровизируйте на темы цвета и запаха за обеденным столом, используйте их возможности управлять аппетитом ребёнка и расширять его кругозор


Top