Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
п. Советский
Home
 
1 273 просмотров

Проект по ФЭМП для детей средней группы «Использование ИЗО–деятельности и художественного слова при изучении геометрических фигур и обучению счета»

Проект «Использование ИЗО–деятельности и художественного слова при изучении геометрических фигур и обучению счета для детей средней группы».

Визитная карточка проекта

Руководитель проекта

Фамилия, имя,отчество — Чумакова Юлия Павловна

Краснодарский края, Тимашевский район, п.Советкий

Номер, название  — МБДОУ Д/С №9

Актуальность:  

Дошкольный возраст -важнейший этап развития и воспитания личности. Математическое развитие дошкольника-это развитие способности нестандартного мышления,формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,о свойствах и отношениях объектов (форме,цвете,размере,количестве,числе,пространстве и времени).

Развитие математического мышления дошкольников -это умение рассуждать,аргументировать,доказывать правильность выполненных действий.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Формирование элементарных математических представлений у  дошкольников осуществляется  через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка.

Через познавательную деятельность  реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

Осознанное овладение элементами математического знания возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта,приобретение которого всегда связанна с непосредственным восприятием окружающей действительности. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность. В процессе рисования,лепки и аппликации ребенок приобретает знания о предметах и явлениях,о средствах и способах их передачи,осмысливает качества предметов,запоминает их характерные особенности и детали. Известно,что внимание детей 4 лет непроизвольное и неустойчивое. Знания полученные на ФЭМП закрепляются в разных видах деятельности. На непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира,мы обращаем внимание на их форму,учим сравнивать предметы по форме. Благодаря ИЗО- деятельности ребенок учится видеть структуру объекта-эта черта творчества формируется у дошкольников при выполнении аппликаций, создаваемой из геометрических фигур. Создавая изображения ребенок осмысливает качество воспроизводимого предмета,запоминает характерные особенности. Включение в работу нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов,но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Совместная математическая и изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия,пространственной ориентировки,внимания и усидчивости.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала (стихи, знания из истории математики, задания на развитие логического мышления, математические праздники и развлечения).

Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

На НОД по ФЭМП стихи, рассказы о цифрах, фигурах и т. д. оказывают влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического, ИЗО- деятельности  и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

Именно через использование элементов Изо-деятельности и математики, отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по ФЭМП, воспитывается интерес к предмету.

Цель проекта:

Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Использование ИЗО–деятельности и художественного слова при изучении геометрических фигур и обучению счета для детей средней группы»; развитие умственных , познавательных способностей посредствами эстетического воспитания и речевого развития.

Планируя проект, были поставлены задачи:

Задачи:

Для детей:

  • Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны;
  • Развивать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, а так же шаре, кубе; учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов(наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность);
  • Развивать у детей конструктивные способности, умение преобразовывать один математический объект в  другой,классифицировать, развитие аналитической деятельности, коммуникативных навыков;
  • Развивать интерес к ИЗО — деятельности и художетсвенной литературе, творческие способности детей;
  • Формировать навыки рассказывания, используя альбом, сделанный своими руками «В мире геометрических фигур»; «Счет предметов».

Для родителей:

  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности (создание альбомов «В мире геометрических фигур, «Счет предметов»);
  • Помочь своим детям выучить наизусть стихотворения о геометрических фигурах, счете.Научить выразительному чтению.
  • Обеспечить поддержку в изготовлении тематических игр.

Для воспитателя:

  • Изучить потребности и желания детей в выборе темы, художественной литературы;
  • Создать условия для реализации данного проекта;
  • Обеспечить группу необходимым оборудованием, материалом, наглядным пособием.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатель и родители воспитанников.

Вид проекта: средней продолжительности – 3 месяца, групповой, обучающе- творческий.

Основа проекта: образовательные стандарты в соответствии с ФГОС.

Методы проекта: интегрированные НОД; игры – сказки; работа с математическим пособием.

Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.

   В своей работе буду  использовать наглядные методы и приемы: Посмотри и найди такую же фигуру, На что похожа фигура и др. Широко применять в обучении практические методы и приемы: Найди, принеси, покажи… выложи, начерти, составь узор и др.  Наряду с наглядными и практическими использовать словесные методы и приемы: Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи…

   Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы.

   С новыми геометрическими фигурами детей буду знакомить,сравнивая модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром. Сначала их сравнивают попарно, а затем сопоставляют группы фигур, например квадраты с треугольниками и т. п. Рассматривание и сравнение фигур проводить в определенном порядке: Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?

   Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве). Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы.

   Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры: Посмотрите, как палец побежит! Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности. Действуя с моделями, дети пробуют их катать, ставить в разные положения и выявляют их устойчивость или неустойчивость. Взаимное наложение одной фигуры на другую — круга и квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника — позволяет четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

По числу участников проекта: группа (27 детей).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Структура проекта.

Вся работа строилась в 4 этапа.

  1. Подготовительный: совместное определение детьми и воспитателем цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта,содержанием работы.

Разучивание стихотворений с детьми по теме.

Разучивание физ. минуток, пальчиковых игр, подвижных игр.

Рассматривание иллюстраций, картинок с геометрическими фигурами, предметных картинок.

  1. Второй этап: реализация проекта через разные виды деятельности,

совместная деятельность детей, воспитателя, родителей.

Интеграция темы по образовательным областям.

Познание.

Конструирование из геометрических фигур.

Коммуникация.

Чтение стихотворений : «Говорила  рябина рябинке…» Н.Некрасов, «Два дрозда», «У стола четыре ножки» С.Маршак.

Чтение потешек : «Пальчик – мальчик», «Раз, два, три. четыре, пять», «Идут четыре брата», «Мыши водят хоровод», «На улице три курицы».

Чтение сказок: «Лис и мышонок» В.Бианки, «Под грибом», «Три котенка» В.Сутеев, русских народных «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка»; рассказа: «Как червячок оказался внутри яблочка».

Заучивание стихотворений: «Озорной карандаш» Н.Алексеевская, «Веселые кисточки», «Космонавт» В.Татаринов, «Ежи Ежовичи» А.Каминчук, «Золотая осень» С.Авдиенко.

Заучивание считалок, загадок о геометрических фигурах, пальчиковых игр со счетом.

 

Игровая деятельность.

 

Хороводные игры: «Теремок», «Лети лепесток ко мне в кузовок»,

«У Маланьи , у старушки…», «У дядюшки Трифона».

Настольные игры: «Найди пару», «Веселый счет», «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», лото «Цвет и фигура», «Сложи изображение».

Дидактические игры: «Умные карточки – изучаем формы», «Узнай фигуры», «На что похоже», «Сосчитай предметы», «Парочки».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Детский сад».

 

Здоровье.

Разучивание физ. минуток: «Разминка», «Наши пальчики устали», «Ракета», «Буратино» , «Рябина», «Ежик топал по тропинке».

Труд.

Изготовление карточек для дидактической игры«Счет», геометрических

фигур для настольной игры.

Художественное творчество.

 

Рисование.

«Грибы на поляне», «Осенний лес», «Ветка рябины», «Березка», «Колючая сказка про ежей».

 

Лепка.

«Рыбки в аквариуме», «Червячок в яблочке».

Аппликация.

«Ракета», «Машина», «Насекомые».

Физическое воспитание.

 

Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Третий лишний», «На одной ножке по дорожке», «Ловишки на одной ноге», «Найди свой домик». Дидактические игры с математическим содержанием: «Угадай вид спорта», «Скажи сколько».

 

3.Этап завершения.

НОД «Путешествие в страну геометрических фигур».

Выставка совместных работ детей и родителей (альбомы «В мире геометрических фигур», «Счет предметов»).

Показ презентации проекта : «Использование ИЗО-деятельности и художественного слова при изучении геометрических фигур и обучению счета».

4.Четвертый этап- аналитический.

 

  Планируемые результаты обучения

  Организация проектной деятельности детей позволит осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, решить поставленные цели, а самое главное активизировать и удовлетворить познавательные интересы детей в области математики, самостоятельную деятельность, двигательную активность. В результате проектной деятельности у воспитанников, должна повыситься мотивация к изучению математических представлений, повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы. В результате проделанной работы у дошкольников разовьются навыки взаимодействия и сотрудничества,диалогическая речь, проявление творческих способностей.

Широко используя игровые приёмы и дидактические игры, наглядные пособия, буду укреплять их здоровье, физическое развитие детей. Научу детей кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы. Содержания непосредственно образовательной деятельности по математике согласовываю с содержанием непосредственно образовательной деятельности по другим разделам обучения: по развитию речи, изобразительной деятельности. .Используя наглядные пособия  активизирую внимание  детей.  Научу детей находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Дети научатся внимательно слушать товарища, не повторять, дать оценку товарищу, овладеют умением контролировать себя. В конце непосредственно- образовательной деятельности буду побуждать детей давать отчёт о том, что узнали, чему научились. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Знания, полученные детьми,они смогут использовать в повседневной жизни.

У детей будет развиваться память,  внимание,   мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых мной на непосредственно- образовательной деятельности, и в свободное время поможет детям усвоить программный материал.


Top