Занятие для детей средней группы на тему: «Бумага и её свойства»
Разработал:
воспитатель Ю.П.Чумакова
Пояснительная записка.
Детская любознательность,
Если её удаётся сохранить,
дает постоянный стимул к развитию.
Н.С.Лейтес.
На сегодняшний день российское образование требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентирует педагога на использование в своей деятельности эффективных форм и методов,позволяющих развивать ребенка во всех видах деятельности.Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Занятие «Бумага и её свойства» познавательно-исследовательской направленности, образовательная область «Познание» составлено в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой, использовались ИКТ.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:
— принцип доступности ( соответствует возрастным особенностям детей средней группы) ;
-принцип активности ( поддерживалась мотивация и интерес);
-принцип психологической комфортности.
Занятие разработано для детей средней группы (количество детей в группе-27 человек).
Цель: — развивать представления детей о свойствах бумаги;
— развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
— развивать любознательность в детях , интерес к проведению опытов.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы, как:
-наглядный метод ;
наглядно-практический метод ;
-метод экспериментирования ;
-словесный метод ;
— прием эмоциональной заинтересованности и сюрпризного момента.
Решение задач осуществлялось через такие образовательные области как познание и коммуникация.
Конспект занятия в средней группе «Бумага и ее свойства»
Цель: развивать представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает.)
развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
Задачи:
— познакомить детей со свойствами бумаги;
— развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
— формировать представления об изучаемом материале ( бумаге) ;
— закрепить знания в активном словаре детей за счет повторения признаков бумаги;
-совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, желание эксперементировать.
Материалы:
Демонстрационный:игрушка Лосяш (из мультсериала Смешарики); ИКТ,мультимедийный экран ;презентация «Свойства бумаги»,; мешочек тканевый для игры «Чудесный мешочек» с бумагой и разными предметами.
Раздаточный: подносы с разными видами бумаги(цветная, белая, картон, салфетки, бархатная,газета), емкости для воды; салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель:Ребята , к нам сегодня пришёл гость.Вы его узнали? (дети отвечают,здороваются).Как его зовут?Правильно, это Лосяш.А из какого мультсериала он?( отвевы детей).Ребята, обращают внимание на то ,что Лосяш пришел с какой-то коробкой, спрашивают у него за неё(коробка красиво упакована). Воспитатель берет коробку и предлагает детям угадать, что в ней лежит. Дети встряхивают ее, слушают, нюхают и т. п., пробуют угадать, что там лежит).
Воспитатель: Что лежит в этой коробке нам подскажет загадка:
Я – белая, как снег,
Дружу с карандашом,
Где он пройдет –
Заметочку клает!
Что это, догадались? (Бумага)
(Предположительные ответы детей).
— Как вы догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей – белая, дружу с карандашом).
— А как вы думаете, для чего нам нужна бумага? (ответы детей – чтобы рисовать, книги из нее делают, альбомы, и др).Воспитатель раскрывает коробку и показывает детям ,что там находится внутри.
Воспитатель: Не зря, Лосяш, принес нам коробку со всеми видами бумаги. Сегодня мы, как настоящие ученые будем исследовать некоторые свойства бумаги. Все ученые проводят свои исследования и опыты в лаборатории. Лосяш поможет нам очутиться в лаборатории, он знает волшебные слова. (Воспитатель и дети берутся за руки и идут по кругу,вместе с Лосяшем.)
— Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси.
Раз, два, три,
Мы в лаборатории, внутри.
Ух ты! Вот мы и попали туда, где проводятся различные опыты. Помните правила поведения в лаборатории? Напомнить.(Воспитатель напоминает правила). Мы с вами будем проводить опыты, а Лосяш будет наблюдать , всё ли мы правильно делаем..Вы хотите узнать, какие же свойства есть у бумаги?( ответы детей).
Ребята подходят к столам с раздаточным материалом.
Опыт №1.
Воспитатель: Хотите узнать, можно ли бумагу смять, мнется ли она? Попробуйте смять ее( дети берут разной фактуры бумагу). Получилось?( ответы детей) А какая бумага смялась легко и очень сильно? А какая нет? Правильно, самая тонкая. Но все-таки бумага мнется всякая, и толстая, и тонкая, и белая, и цветная.
Вывод: воспитатель демонстрирует на мультимедийном экране слайд-схему№1«Бумага мнется».
Опыт №2.
— Теперь проверим, у кого бумага порвется.
Самостоятельная деятельность детей.
— Вся бумага порвалась?Какую вам было трудно порвать? Как вы думаете, почему?Какую легко?(размышления детей).
Вывод: слайд-схема№2 «Бумага рвется».
Опыт №3.
Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите кусочки бумаги в воду. Что произошло? (ответы детей – бумага намокла).Какая быстрее намокла?
Вывод: демонстрируется слайд—схема№3 «Бумага намокает».
Физкультминутка. Игра в кругу «Чудесный мешочек». В мешочке предметы из разных материалов, дети находят и кладут на поднос только бумажные предметы.
— А теперь, уважаемые ученые, давайте вспомним и расскажем Лосяшу, какие свойства бумаги мы сегодня узнали. (ответы детей).
Лосяш: Все верно! Значит, бумага – материал непрочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. А теперь пора нам возвращаться в группу. (Дети снимают нарукавники, берутся за руки и вместе произносят слова:
— Пять, четыре,три, два, один
В нашей группе ты не один.
Воспитатель:Ребата, Лосяшу, пора возвращаться.Давайте его поблагодарим за интересную встречу и пригласим еще в гости.(ребята прощаются).
Краткий самоанализ
Занятие прводилось с детьми средней группы , присутствовало 16 детей.
Тема занятия « Бумага и её свойства».
Это занятие сочетает в себе образовательные области: познание, коммуникацию,социализацию.Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей средней группы.Учитывая всё это, я наметила цель,задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы,приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Целью занятия стало:развитие представлений детей о свойствах бумаги; развитие познавательно- исследовательской деятельности детей.
Мною были поставлены задачи:
— познакомить детей со свойствами бумаги;
— развивать умение анализировать, сравнивать,делать выводы;
— закрепить знания детей в активном словаре детей за счет повторения
признаков бумаги;
-совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них
ответы.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловленны, подчинены заданной теме и целям занятия.
Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные материалы:подбор демонстрационного и раздаточного материала, художественное слово, ИКТ, наглядный материал.
В ходе выполнения поставленных задач на занятии, у детей развивались исследовательские умения и навыки, любознательность,дети учились выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы;обогащался словарный запас,расширялся кругозор, обогащались знания детей о свойствах материала (бумаги).
Использование ИКТ на занятии, наглядного материала повысило интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности.Опыты, проводимые с детьми,способствовали созданию модели изучаемого материала и обобщению полученных действий путем результатов.