Образовательная область: «Познание» ФЭМП
Тема: «Осенняя сказка»
Программные задачи:
Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9;
Уточнить знания детей о времени года, осенних месяцах;
Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой; находить предметы на ощупь; устанавливать равенство; ориентировку в пространстве относительно себя; сравнивать предметы по длине; образовывать прилагательные из существительного; называть порядковый счет.
Развивать сообразительность, логическое мышление.
Развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, ориентировку в пространстве, умение наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять;
Совершенствовать коммуникативные навыки, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Продолжать формировать у детей интерес к занятиям по математике;
Сделать задания по математике интересными и увлекательными.
Материал:
Дидактический материал:
Мольберт, магнитная доска, корзинки (4 шт.), муляжи грибов (18 шт.), шишки ( 18 шт.), Игрушки зверей 6 шт.
Обруч 2 шт., платки для завязывания глаз 2 шт.
Музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал:
Листья по количеству детей, стульчики с цифрами на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Беседы об осени, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов.
Д/ игры по ФЭМП
Решение логических заданий и задачек в индивидуальной форме.
П/ игра «Кто быстрее соберет?»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура»
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, художественное слово.
Ход:
Организационный момент.
Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила красавицу Осень.
Она в гости к вам спешила
И корзинку прихватила.
А в корзинке той, ребятки,
Игры, шутки и загадки.
Вот посмотрите, эту корзинку она передала для вас.
Сколько здесь всего интересного…
Воспитатель: Но перед тем как заглянуть в корзинку, ответьте на мои вопросы:
— какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель : После какого времени года приходит осень? (ответы детей).
-Какое время года будет после осени? (ответы детей).
-назовите приметы осени. (ответы детей).
Воспитатель: А сейчас самое время заглянуть в корзинку:
(достаю грибочки и шишки).
Воспитатель: Ребята, осень приготовила для вас игру с грибочками и шишками
Игра «Кто быстрее соберет в корзинку грибы и шишки с завязанными глазами»
На пол положить два обруча (в два обруча положить муляжи грибов и шишек). По сигналу четыре ребенка с завязанными глазами собирают в свои корзинки: двое грибы, а двое – шишки.
Объяснение и показ.
— Ребята, давайте сосчитаем, сколько грибов собрал Стасик? (выставляем по одному на верхнюю полочку)
Ответы детей: 8 грибов
— Сколько шишек собрала Лиза? (выставляем по одному на нижнюю полочку)
Ответы детей: 8 шишек
— Каким числом можно обозначить количество грибов (шишек)?
— Что можно сказать о количестве грибов и шишек?
Вместе с детьми устанавливаем, что грибов и шишек поровну, по 8.
Предложить Лизе добавить на нижнюю полочку еще одну шишку и сосчитать.
— Сколько шишек? Какое число получили? Как получили число 9?
Воспитатель поясняет образование числа 9.
_ Какое число больше 8 или 9? Какое число меньше 8 или 9?
_ Как сделать, чтобы грибов и шишек стало поровну?
Установить равенство двумя способами.
Воспитатель: Посмотрим, что ещё осень приготовила для вас?
(достаёт стихотворение)
Послушайте, ребята, какое стихотворение приготовила для вас осень:
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает.
Листья по ветру кружатся,
И под ноги нам ложатся.
Ну, а мы гулять пойдём
И листочки соберём.
Воспитатель: А вот и листочки, подарок для вас от осени (раскидываю листочки).
И в нашей группе мы устроим
Настоящий листопад.
Пусть закружатся листочки
И летят, летят, летят.
Давайте поиграем с листочками.
Возьмите каждый по одному листочку, посмотрите какие они красивые! Давайте назовём какие листочки вы собрали? ( Ребята называют с какого дерева и какой листок: с дерева клён- кленовый)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на листочках кто –то сидит? (Божьи коровки).
Воспитатель: Посчитайте, сколько Божьих коровок сидит на вашем листочке? (индивидуальные ответы).
Воспитатель: Ребята, вот стульчики, а на стульчиках вы видите цифры, найдите цифру, которая соответствует количеству Божьих коровок и займите своё место.
Теперь проверим, правильно ли вы расселись: Скажи Лёня, кто сидит справа от тебя? Лиза, кто сидит слева от тебя? ( Задаю вопросы по ориентировке в пространстве).
Воспитатель: Что еще интересного в корзине?
(достаю из корзины мешочек с игрушками)
В мешочке игрушки-зверюшки.
выкладываю игрушки в ряд на фланелеграфе.
— Все игрушки встали в ряд, не шевелятся, стоят.
Какие здесь звери ? (Дикие)
Сколько здесь всего зверят? ( 9 ) — Кто стоит второй слева?
— Какой по счету стоит волк?
— Какой по порядку медведь?
— Кто стоит шестым по счету?
Воспитатель: Ребята, а ещё осень приготовила для вас вот такую волшебную шляпу! Вот она пустая (показываю шляпу с двойным дном), внутри пусто, а сейчас (накрываю косынкой) Крибле! Крабле! Бумс!- достаю разные по длине ленты.
-Вот сколько лент и все разные, давайте мы их измерим по длине. Вызываю несколько детей- они измеряют ленты по длине ( от самой короткой и до самой длинной и наоборот).
Анализ.
Воспитатель: — Молодцы! Все задания осени выполнили правильно. Давайте вспомним чем мы сегодня занимались? Ответы детей.