Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
п. Советский
Home
 
844 просмотров

Конкурсная работа воспитателя МБДОУ д/с№9 по теме «Воздух-фокусник» (познавательно-исследовательская деятельность дошкольников)

                    1     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к  занятию «Воздух-фокусник» для детей  старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной    образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой. Образовательная область- познавательно-исследовательская деятельность.

         В  соответствии  с  ФГОС дошкольного образования   «значительное  внимание  должно  уделяться  познавательно – исследовательской  деятельности.  Данная   деятельность подразумевает творческую активность ребенка, которая направлена на изучение определенных явлений, установление взаимосвязи отдельных предметов в окружающем мире, систематизацию и упорядочение полученных знаний. Мною выбрано занятие по формированию представлений о воздухе и его свойствах  в старшей группе МБДОУ детский сад №9. В занятии  принимает участие группа из 10 человек, со средним уровнем познавательной активности и социального развития. Знания, умения и навыки частично систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы.  Большая часть практических действий ребятами выполняется самостоятельно.

Особенности проведения исследований.  У дошкольников элементы познавательной деятельности включены в ролевые игры. Многие психологи и педагоги в своих работах указывали важность их разнообразных видов. Именно игры помогают малышу понять связь отдельных деталей, действий, создать четкое представление об определенном объекте. Поэтому свое занятие я построила в форме игры «Воздух-фокусник», где у воспитателя главная роль — это фокусник, а дети — это помощники фокусника.

Важность исследований. Благодаря данным практическим опытам, дошкольники  удовлетворяют свою любознательность, расширяют запас знаний, меняют собственные представления об окружающем их мире. Подобная деятельность помогает будущему первокласснику устанавливать причинно–следственные связи, ориентироваться в пространстве и времени, соединять разрозненные факты в единую картину.

Функции познавательно–исследовательской деятельности. Психологи выделяют несколько основных функций подобной работы, которые важны для ребенка. Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения беседы. Познавательно-исследовательская деятельность детей способствует расширению кругозора.

Способы активизации познавательной деятельности дошкольников Современные Федеральные требования к воспитательным, образовательным, развивающим задачам в дошкольном образовании предполагают особое внимание к формированию у малышей инициативности, самостоятельности, познавательной активности. Именно стремление к самостоятельному развитию считается основной характеристикой развития дошкольника. Малыш должен получать важную информацию об окружающем мире, людях, законах общественной жизни, объектах природы, естественным путем.

Во время занятия я (можно привлечь психолога)  наблюдаю  за поведением ребят во время ролевой игры, анализирую желание к общению с другими ребятами, лидерские качества. Затем проводится анализ полученной информации по специальным методикам и диагностическим картам, и делается заключение о готовности ребенка к обучению в школе.  На занятии познавательно-исследовательская деятельность дошкольников  проявляется в действиях по предложенному мною образцу. Я предлагаю ребятам   порядок (алгоритм) действий. Активность  ребят  состоит из принятия определенной задачи, выполнения  на основе предложенных образцов, получения личного результата.

Познавательно- исследовательская  деятельность  формирует  умения  работать  с  разнообразными  источниками  информации,  приспособлениями и  лабораторным  оборудованием.

Мной выбрана  групповая  форма  работы,  что  способствует  формированию  таких  коммуникативных  умений,  как  умение  распределять  обязанности  в  группе, аргументировать  свою  точку  зрения,  участвовать  в  дискуссии.

Целью моей работы является формирование у дошкольников старшей группы учебно-познавательной активности  и   умение видеть и понимать мир  через опыт научно — практической деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Дошкольники в процессе познавательно- исследовательской деятельности смогут с интересом осваивать знания  о воздухе через практические  опыты и изучить его свойства.
  2. Умения вести исследования в виде  простейших опытов, использовать различную информацию помогут безболезненно перейти к обучению в школе.
  3. Ведение опытной деятельности поможет сформировать у детей правильную научную картину мира.

Педагогические технологии и методики

Для достижения результатов  были использованы следующие методики и педагогические технологии:

-наглядный метод (мультимедийная презентация «Духовые инструменты»;

-наглядно-практический метод (по алгоритму воспитателя выполняют задания-фокусы);

— игровая технология (занятие проводится в форме ролевой игры);

— обучение в сотрудничестве (использована групповая форма обучения);

— проблемное  обучение (решение проблемных ситуаций; проведение опытов, размышление, выводы);

-здоровьесберегающие технологии (создание комфортной  эмоциональной атмосферы, чередование видов деятельности, физминутка, сюрпризы);

-интегрированное обучение (интеграция образовательных областей: музыка, труд, здоровьесбережение, социализация).

И ещё: в исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.

План-конспект  занятия  «Воздух-фокусник»

в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Задачи:

  1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
  2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
  3. Обеспечить получение опыта взаимодействия в группах.
  4. Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения беседы.

Предварительная работа:

 наблюдения за температурой воздуха, направлением  и силой ветра, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование: оборудование для проведения фокусов: цилиндр, плащ, 10 колпачков, 11воздушных шариков разных цветов, музыкальный духовой инструмент, магнитофон, мультимедиа,  презентация музыкальных инструментов, две баночки, апельсин, мыльные пузыри.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним, кто такой фокусник?

Дети: Человек, который показывает фокусы?

Воспитатель: А где можно увидеть фокусы?

Дети: В цирке

Воспитатель: А вы умеете показывать фокусы?

Дети: Нет
Воспитатель: Хотите в это прекрасное утро мы будем совершать с вами превращения и фокусы? Тогда начинаем превращения, закройте глазки. Была я Наталья Викторовна, а превращусь я в фокусницу Задоринку…(воспитатель надевает плащ и шляпу-цилиндр).

— А я умею показывать фокусы, но мне нужны помощники. Хотите ими стать?

Дети: Даа.

Задоринка: Все помощники фокусников  должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения меня, Задоринку, иначе фокус не получится!

Правило№2. Соблюдать тишину во время фокусов, не мешать работать другим помощникам-фокусникам.

Правило№3. Бережно обращаться с волшебными предметами. Сделал фокус- убери на место.

Правило№4. Самое главное! Чтобы научиться делать фокусы необходимо надеть волшебные колпачки!

Фокус №1.

Задоринка проводит первый фокус, накрывает плащом цилиндр и говорит заклинание:  «Эники-беники, фокус получись, в шляпе сюрприз появись!». Из приготовленной шляпы Задоринка достает колпачки и надевает каждому ребенку.

Задоринка: Фокусы можно показывать с чем угодно, а с чем мы будем показывать,  вы догадаетесь, если отгадаете загадку:

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что  это?
Дети отвечают: ВОЗДУХ

Задоринка: Правильно! Мы сегодня будем делать фокусы с воздухом. А где же нам взять шарики? Мы же с вами фокусники, давайте вместе скажем заклинание,  и в наших колпачках появятся шарики.

Фокус №2.

Все вместе: «Эники-беники, фокус получись, в шляпе шарик появись!»

(ребята произносят волшебное заклинание и достают, заготовленные заранее в колпачках,  воздушные шарики).

Задоринка: Ребята, смотрите какие красивые, но грустные шарики у нас. Что нам нужно сделать, чтобы шарики стали круглыми, веселыми и яркими?

Дети: Надуть их.

Фокус №3

Задоринка: Правда? Сейчас мы их  надуем (надувают). Вот какие  они  красивые получились! Каких цветов у вас шарики? (дети отвечают)

-Интересно, а что же у них  внутри, посмотрите?
Дети:  Воздух.
Задоринка:  Да? Где он? Почему – то я его не вижу? Воздух, ты где? Может вы его видите?
Дети: (ответы)
Задоринка: Вы не видите воздух? А почему не видите?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.

Фокус №4

Задоринка: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Дети: Да

Задоринка: Давайте, мы с вами сделаем еще один фокус и заставим наш воздушный шарик полететь. Скажем вместе волшебное заклинание и отпустим наши шарики.

Все вместе говорят заклинание: «Эники-беники, фокус получись, шарик в небе закружись!» (отпускают шарики и они, сдуваясь, кружатся по группе).

Задоринка: Почему шарики улетели?

Дети: Воздух вылетел.

Задоринка: Правильно, воздух имеет реактивные способности, которые помогают взлетать в небо  и самолетам и ракетам.

Физминутка: Ребята, давайте соберем улетевшие шарики. Каждый должен найти свой. (Дети находят шарики и отдают воспитателю).

Фокус№5

Задоринка: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать?

Дети: Нет

Задоринка: Тогда проведем еще один фокус. Скажем вместе заклинание. Воспитатель накрывает свой цилиндр плащом и достает духовой музыкальный инструмент. Дует в него.

Задоринка: Слышите воздух?

Дети: Да

Задоринка:  Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат Как вы думаете почему ?

Дети: Музыкант дует в отверстие инструмента, получаются звуки .Звуки распространяются по воздуху .

Задоринка: Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать — звуки не передаются.

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Я предлагаю вам прослушать запись фрагментов игры на духовых музыкальных инструментах (прослушивают флейту, трубу).

Во время прослушивания воспитатель показывает картинки слышимых музыкальных инструментов  с использованием ИКТ технологий. (презентация)

Задоринка: Отличаются звуки музыкальных инструментов?

Дети: Да

Задоринка: Почему?

Дети: (ответы детей)

Задоринка: Чем меньше инструмент, тем тоньше звук, потому что тоньше струя выдыхаемого воздуха.

 

 

Фокус №6

Задоринка:  Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем цилиндре? Говорит заклинание.
Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Посмотрите, а в них что – ни будь есть?
Дети (ответы).
Задоринка: Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет , понюхайте чем пахнет?
Задоринка: Действительно, пахнет апельсином.
Задоринка: Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
Задоринка: Чем пахнет воздух в этой баночке?
Дети: (ответы).
Задоринка: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному.
Дети: (ответы).
Задоринка: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Подведение итогов:

 Задоринка: Ребята вам понравились фокусы с  воздухом? А кому, какой фокус понравился больше всего? (Ответы детей).

Задоринка: А у меня есть для вас еще один фокус. «Эники-беники, фокус получись, сюрприз появись!» (воспитатель достает из цилиндра мыльные пузыри и дарит ребятам)

 Задоринка: Спасибо большое вам за помощь, ребята!

Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать,  увидеть, услышать, понюхать. Но оказывается в воздух ещё  можно, и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем,  она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

 Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.

Литература:
1.«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.


Top