Открытое НОД (ФЭМП и рисование) для детей средней группы на тему: «Колючие ёжики»
Интегрированное НОД ( фэмп и рисование ) для детей средней группы на тему: « Колючие ёжики».
Программные задачи: продолжать учить детей считать в пределах 4-х, учить отвечать на вопрос «Сколько?»; упражнять в сравнении предметов по величине, обозначая результаты сравнения словами: самый большой, средний, меньше среднего, самый маленький; совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько; познакомить с новым нетрадиционным приемом рисования- «чиркать»(штриховать); учить ритмично наносить шриховку , отрабатывать легкость движения и свободного перемещения руки; развивать умения детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении; показать выразительные возможности карандаша; учить изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть»; воспитывать интерес к рисованию, старательность и аккуратность.
Материал и оборудование:
Наглядный демонстрационный: картина «Семейство ёжиков», мольберт,игрушка- ёжик(говорящая).
Раздаточный:альбомные листы( по количеству детей),с нарисованными 4-мя ёжиками (без колючек и разного размера),простой карандаш ТМ ( по количеству детей),корзиночки с 4-мя разного размера грибочками на каждого ребенка(самый большой, средний, меньше среднего, самый маленький).
Предшествующая работа:чтение рассказов М.Пришвина «Ёж», Е.Чарушина «Ёж», И.Акимушкина «Жил-был ёжик», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».
Методы и приемы: игровой момент (сюрприз),наглядный, словесный,вопросы к детям, рассматривание картины, объяснение,показ действий,указание, поощрение,повторение,помощь детям.
Ход:
(слышится громкий стук в дверь).
Воспитатель:Ребята, вы слышали стук в дверь?Давайте пройдем посмотрим, кто там пришел.( за дверью игрушка ёжик с коробкой).
Воспитатель: (берет игрушку и коробку). Кто это к нам в гости пришел? Дети:Ёжик.
Воспитатель:Ребята, давайте поздороваемся с гостем.(дети здороваются).А посмотрите ,ёжик пришел с коробкой.Он хочет что-то вам сказать(воспитатель включает игрушку).
Ёжик: Я хороший, добрый ёжик, только обязательно не трогай,
Потому что я колючий ёж, меня руками не возьмешь.
Я почти, как ёлка, потому что весь в иголках,
Никому трогать меня нельзя. А кому можно?
Только настоящим друзьям!
Воспитатель:Вот такой к нам гость пожаловал, ребята.Ёжик говорит, что вы для него друзья, он разрешает потрогать его и погладить( дети гладят ёжика).
Ёжик говорит ,что его друзей (семейство ёжиков) в лесу заколдовала злая колдунья.Он просит вас,ребята,помочь ему- расколдовать ёжиков.Вот посмотрите (воспитатель достает из коробки альбомные листы с нарисованными ёжиками без колючек).
-Чего не хватает у ёжиков?( ответы детей-колючек).Я предлагаю вам присесть за столы на свои места . А ежика мы посадим здесь, он будет наблюдать за вами.Посмотрите на мольберт, на картину.Что на ней нарисовано?( дети рассматривают и отвечают).
Воспитатель:Правильно, семейство ёжиков.Обратите внимание на колючки ёжей.Какие они?( короткие, колючие).На ваших столах у каждого лежит альбомный лист с заколдованными ёжиками,простой карандаш. А посчитайте, сколько у каждого нарисовано ежей? ( ответы детей) .Правильно, у каждого четыре. А какой они величины? ( ответы детей). Верно, ребята, на листе у вас есть самый большой, среднего размера, меньше среднего, маленький.Вам нужно дорисовать колючки у ежей, и тогда они расколдуются.А рисовать колючки,я вас сегодня научу необычным приемом рисования .Называется он «чиркать»-карандаш нужно прижать к бумаге, немного ослабить нажим, и кончик карандаша оторвать от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих.Штрих –это линия, черточка, проведенная одним движением руки.
Бывает коротким,длинным,толстым,тонким.Рисунок,выполненный штрихом, может быть цветным или тоновым, то есть черным или серым. Мы впервые будем рисовать простым карандашом колючки ,и рисунок у нас будет серым цветом.
Воспитатель:Ребята, давайте вспомним, как нужно держать карандаш.(ответы детей).Правильно, в правой руке, тремя пальчиками.
Воспитатель показывает на образце( прием рисования)детям, спрашивает всем ли понятно.Я предлагаю вам,ребята, приступить к работе.Дети выполняют штриховку( рисуют колючки).Во время работы детей воспитатель подходит к детям, оказывает помощь кому нужно, следит за осанкой, правильностью держания карандаша.
Воспитатель:Ребята, ёжик принес нам новую игру и предлагает поиграть.Вставайте из-за столов и выходите ко мне.(проводится физкультминутка «Ёжик топал по тропинке».
Жили-были серый ёж Хлопки в ладоши
И его ежиха.
Серый ёж был очень тих, Потягивания- руки вверх с
растопыренными пальчиками.
И ежиха тоже. Потягивания- руки в стороны.
И ребенок был у них- Приседание- плавное опускание
Очень тихий ёжик. рук вниз.
Всей семьей идут гулять Ходьба на месте с размахиванием
Ночью вдоль дорожек, руками вдоль туловища.
Ночью вдоль дорожек Ходьба бодрая.
Ёж- отец, ёжиха-мать
И ребенок-ёжик. Ходьба замедленная.
Вдоль глухих осенних троп Ходьба на носочках.
Ходят тихо:топ-топ-топ.
С.Маршак
Воспитатель: Ребята, ёжик приготовил для вас ещё одну игру.Посмотрите у него в коробке лежат грибочки.Какого цвета у них шляпки?(спрашивает ответ у нескольких детей).Верно, красного цвета шляпки у грибов.А скажите, одинаковые ли они по величине?( ответы детей).Вам нужно пройти к своим столам, на столах в корзинках лежат у каждого грибочки.Подберите каждому ёжику грибочек соответствующей величины( самому большому ёжику –большой грибок и т.п.).Положите грибок сверху на колючки ёжика.( ребята выполняют задание).Воспитатель проверяет,хвалит детей за правильно выполненную работу.
Воспитатель: Ребята, расскажите кто к вам приходил сегодня в гости?(ёжик). Что просил ёжик сделать?Какие игры он вам принес?Чем мы с вами сегодня занимались?Чему вы научились?(ответы детей).
Воспитатель: К сожалению, ребята, ёжику пора возвращаться домой.Ему очень понравилось быть у нас в гостях.Давайте на прощание расскажем ёжику считалку про него.( дети проговаривают считалку).
Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встать в кружок и ну считать-
Нам водилку выбирать.
Воспитатель:Давайте попрощаемся с нашим гостем.До свидания, ёжик!
Приложение: